23 февраля 2013 г.


ОДНА   ЖИЗНЬ   МОНАХА 


Главной чертой в работе журналиста является объективность,  и я всегда стараюсь быть прежде всего объективной по отношению к тем фактам и людям, с которыми меня сталкивает жизнь и о чем и о ком я впоследствии пишу. Моя предыдущая статья -Ирландский католицизм и педофилия - рассказывает о горьких фактах сексуального насилия, имевших место в Ирландии. Но я была бы очень плохим журналистом, если бы видела в католическом движении в Ирландии, которое насчитывает не один век, только плохое, и таким образом я невольно  бросила бы тень на тех священнослужителей, чью жизнь нельзя назвать никак иначе, но подвигом.
Монах  Liam O'Meara - Лим О'Мира – один из них,  и я горжусь своим знакомством с этим удивительным человеком.

И  снова дорога уносит меня на запад – из Дублина я еду в co. Clare – графство Клэр - в городок под названием Ennis - Энис. За окнами автобуса проплывают пасторальные пейзажи «изумрудного» острова, так хорошо известные по открыткам для туристов – вечно-зеленые  поля с безмятежными овечками, пятнистыми коровами, задумчиво провожающими автобус, и грациозными лошадьми, и все это наводит меня на мысль – что, пожалуй, и через 100 лет, картина сельской Ирландии будет такой же идиллически - патриархальной, и мало что изменится в укладе в сельской местности, где и в 21-ом веке жизнь течет так же неторопливо, как и сотни лет назад. Пересев в Limerick – Лимерик - на другой автобус, я через 40 минут, наконец, добралась до конечной цели своего путешествия – до небольшого городка Ennis, и на автобусной станции меня встретил человек, ради которого я и приехала сюда – монах Liam OMeara - Лим О'Мира.  В его облике я не увидела ничего монашеского, не было  угрюмой, длиннополой рясы, ни деревянных четок в руках, ни «кружком» подстриженных волос... Меня встретил интеллигентного вида мужчина в очках, который  своим видом скорее напоминал учителя. Я оказалась недалека от истины, в юности Лим  получил педагогическое образование и некоторое время работал учителем, пока обстоятельства личной жизни не заставили его принять сан монаха и начать другую жизнь. Но другую ли? За полтора дня, что я провела в окрестностях городка Энис, во время наших  долгих разговоров с Лимом обо всем абсолютно, я пришла к убеждению, что для этого человека все в жизни иначе сложиться, наверное, и не могло, работа учителя, если рассматривать эту профессию в ее первоначальном и высоком, просветительском значении, и роли воспитания подрастающего поколения,  нашла свое продолжение  во всем, чем бы он ни занимался, и самым прямым образом отражает истинное предназначение монашеского обета, который Лим  дал, став одним из многих в католическом ордене «Christian brothers» –Христианских Братьев.

ИЗ  ИСТОРИИ  КАТОЛИЧЕСКОГО ОРДЕНА "Christian Brothers" -

Небольшой городок Энис – прелестный, утопающий в зелени и цветах, находится на перекрестке многих дорог, что и сыграло немаловажную роль в его процветании -до экономических центров западной Ирландии – городов Cork,- Корк, Galway- Галвэй, Limeric- Лимерик, аэропорта Shennon,-Шеннон - отсюда, что называется, рукой подать. Я  открыла здесь для себя немало интересных фактов из истории католического движения  в  Ирландии и должна сказать, что  мои новые знания перечеркнули предыдущие, полученные в советских учебниках по истории, и частично помогли понять, откуда у ирландского народа так силен дух сострадания – все это не только выстраданное за их трагическую историю, но и не одну сотню лет воспитывалось католической церковью в людях, как единственно правильный путь в жизни. В городке Энис, начиная с 12-го века, Монахами Францисканского Ордена было построено аббатство, которое сохранилось и поныне и является национальным памятником. Странствующие монахи – францисканцы были приглашены зажиточными горожанами этого города для проповедования и поддержания католической веры и свободолюбивого духа в народе и вместе со всеми ирландцами перенесли немало лишений и гонений за католическую веру, когда англичане захватили остров.

А в 1802 году Edmond Rice – Эдмон Райс - один из состоятельных граждан города Wexford – Вэксфорд - наживший деньги на коммерции , основал монашеский орден «Christian Brothers», и тому были  веские причины - после нескольких лет английской колонизации, когда было запрещено обращаться к католической вере, получать образование на ирландском языке и воспитывать в этой вере детей, в Ирландии не осталось хорошо образованных людей, которые могли бы учить детей в школах. И поэтому основной целью для монахов этого ордена стало просвещение своего народа и воспитание и обучение подрастающего поколения. Корень слова «воспитывать», если мы вспомним наш русский язык, один и в слове «питать» - «питать» добрым словом молодые души.  «Христианские братья» не только молились за процветание Ирландии  и ее освобождение от английского гнета, но открывали школы по всей Ирландии и учительствовали в них. Монахи  ордена " Christian Brothers " также странствовали по всему миру и оставались в чужих странах, строя монастыри на пожертвования местных граждан и продолжали привносить просветительство в европейских городах, Новой Зеландии, Австралии и Америке.
Под патронажем этого ордена многие годы  и  сегодня находятся начальные  школы в Ирландии.
Сподвижничество монаха Лима О’Мира в Белоруссии началось после чернобыльской катастрофы и продолжается и по сей день. Но его деятельность и работа всех остальных волонтеров - ирландцев в этой стране, относится к необычным детям, рожденным с различными психо - неврологическими отклонениями.
Я видела много фотографий детей-инвалидов в оффисе Лима, и я думаю, что  не каждому дано работать с такими детьми...по сути своей, жизнь, посвященная таким больным детям,  и есть гражданский подвиг. Приведу слова из книги, которую Лим  написал в 2003: 
«...Нам говорили – не езжайте туда, если вы не хотите вернуться с двумя головами, заболеть раком или лейкемией. Нам говорили – не ешьте грибы и сторонитесь ягод, не пейте воды и не умывайтесь нигде, но только в Минске. Но мы не могли остаться в стороне от этого мира. И мы поехали туда и открыли нечто важное в себе и нужность нашей жизни для этих детей. И это - что я есть и во что я верю. И то, во что я верю – есть Я. И мы начали эту новую работу ради беспомощных, особенных детей. И эти особенные, нуждающиеся ежеминутно в чьей-то помощи дети, научили нас тому - что есть любовь.»  

Городищи и Лутовец, Чернобыль и Минск... и те разрушенные, покинутые деревеньки, где остались только сиротские приюты с психически больными и никому ненужными в советской системе детьми. Беременные женщины, которых не сразу эвакуировали из зоны катастрофы, не предупредив о возможных последствиях радиации для будущего ребенка.. Он делился со  мною своими первыми воспоминаниями, о том, что он увидел в заброшенных приютах, о тех неизлечимо больных детях, которые протягивали изуродованные ручки и пытались уцепиться за его руки, которые  он положил на перила детских  кроваток.  На просьбы о помощи,  в первый приезд группы ирландцев, рассматривая детей, прикованных к кроватям и словно заживо похороненных, Лим говорил себе - «Я не смогу с этим бороться... Я не смогу с этим справиться... Как я смогу это сделать??»   
Монах Лим в городе Червень, Белоруссия
И тем не менее Лим поехал в Белоруссию сначала сразу на год, чтобы начинать то, что ему и его товарищам – волонтерам  предстояло сделать на белорусской земле, зараженной радиацией. Без малейшего знания русского языка он начал  преподавать в одной из белорусских школ английский язык. В своей книге он вспоминает, как сразу по его приезду вначале  его поселили в обычной семье, и молодожены Ирина и Гена на завтрак приготовили для гостя  два вареных яйца и много водки. Это потом он понял, что молодые хозяева квартиры, куда его поселили, отдали гостю все, что имели. Как настоящий ирландец, он с юмором признается на страницах книги – « Избежать употребления водки в Белоруссии - все равно, что пытаться избежать дождя в Ирландии».
 Годы неизмеримой работы по улучшению бытовых условий,  начиная от разрушения старых обветшалых зданий и строительства новых, годы попыток  привнести свет в жизнь больных детей и  одновременно обучение  английскому  в обычных школах...
Тереза Флин - Tereza Flynn - с приемным сыном Сергеем
К моменту нашей встречи Лим  только что вернулся из Белоруссии,  и через месяц он улетает снова, ему уже не нужна виза,  ирландский монах из ордена «Christian Brothers» Лим О’ра получил в Белоруссии постоянный вид на жительство и грамоту от Правительства Белоруссии с благодарностью за его сподвижническую деятельность в приютах для детей-инвалидов. Отвозя меня на автобусную станцию, он по телефону обсуждал визовые проблемы для остальных волонтеров, кто по велению сердца, без принуждения, по доброй воле ездит  с ним в Белоруссию и делает все, что в силах человеческих сделать. «Все как всегда, обычная рутинная работа с бумагами» - улыбнувшись, сказал он мне. За те годы, что прошли со времени Чернобыльской катастрофы, многими ирландцами были взяты на воспитание эти больные дети. Показывая мне фотографии тех детей и их приемных родителей- ирландцев, он говорил, что некоторых из них уже нет в живых, дети умерли в Ирландии от тяжелых заболеваний, с которыми родились после Чернобыльской катастрофы.  Возможно, что они даже и не поняли о тех переменах, что произошли в их жизнях…
Первая книга Лима называется «Fallout» и рассказывает «о детях Белоруссии и о людях Ирландии после Чернобыля, взявших на воспитание больных детей». С английского название можно перевести двояко – как « радиоактивный осадок », « пролившийся» на страну и людей, и как « осадок » в душе... В автобусе, возвращаясь в  Дублин,  я не переставала думать -  а что есть наша жизнь, и что мы оставляем всем тем, кто будет жить после нас?

Книга Лима - "Дети Белоруссии и ирландцы после Чернобыля"

Комментариев нет:

Отправить комментарий